Пациентку на прием к нефрологу (доктору, который лечит почки) направил пульмонолог (специалист по болезням легких), обнаружив при обследовании сильное превышение белка в моче. К пульмонологу же она попала после КТ грудной клетки, которое показало поствоспалительные очаги в лёгких.
И КТ пациентке назначил не врач, а она сама, потому что была в тупике. Еще в августе, заподозрив у себя онкологию, она обратилась в другую клинику, где ничего серьезного у нее не нашли. Так что к нефрологу Игорю Юрьевичу Бобровскому она пришла с толстой папкой результатов обследований и грузом отчаяния. Потому что 53-летняя женина резко похудела на 10 килограммов, каждый шаг давался ей с трудом из-за отеков и слабости. К этому прибавились тошнота и низкое давление (60 на 40).
Доктор поставил предварительный диагноз «нефропатия», предположив, что почки поражены на фоне другого заболевания, и назначил анализы, в том числе и на амилоидный белок, который откладывается в любых органах из-за его избыточной секреции. Анализы не подтвердили изменения, но доктор продолжил поиски органов-мишеней. Хирург провел биопсию подкожно-жировой клетчатки, гематолог - пункцию костного мозга, результат снова был отрицательным.
А пациентка таяла на глазах и для обследований потребовалась госпитализация в отделение нефрологии, где доктор Бобровский продолжил разбираться в этом непростом случае.
После гастроскопии с окрашиванием амилоидного белка и пункционной биопсии почки подтвердился диагноз – системный амилоидоз, повредивший желудочно-кишечный тракт, сердце и почки.
Болезнь нельзя вылечить полностью, но затормозить ее развитие можно при помощи курсов химиотерапии.
Этой пациентке повезло найти «своего» врача, который разгадал ребус. Часто такие пациенты годами ходят по врачам без диагноза и лечения. Не потому, что врачи плохие, а потому что заболевание слишком редкое и удачно маскируется.